Урок № 9

Разные люди дают разные уроки.

В соответствии со своими вкусами, способностями, взглядами.

Иногда ставят целью противопоставить свое мнение общепринятому.

При этом сначала вешают вишенку громких похвал, высокопарных выражений, пафосных словосочетаний на торт, который на вкус оказывается горьковатым, если не ядовитым.

Выдать свой анализ жизни и творчества Владимира Высоцкого к его восьмидесятилетию со дня рождения решил писатель и защитник Русского мира на Украине Захар Прилепин в программе «Уроки русского» на НТВ.

прерванная песня

Слово Прилепину.

Я его очень уважал на самом деле — за искренность, ум, честь и совесть. А еще — за талант.

Хорошее начало. Бодрящее. Оптимистическое. Здравое. Объективное.

И дальше не слабее: «Любимый сын русского народа» Поскольку цикл передач Прилепина именуется, как «уроки русского» почему бы это обстоятельство не акцентировать.

Прилепин подчеркивает, что согласно проведенного опроса Высоцкий занял второе место среди российских кумиров после Юрия Гагарина.

Дальше Прилепин с большой порцией ехидства запускает в эфир свои фантазии о том, как будь Высоцкий жив, Березовский вешал бы на Высоцкого орден, а Ельцин обнимал поэта за плечо беспалой рукой.

«Я люблю Высоцкого не меньше, чем вы», — говорит Прилепин. «Он вовремя умер, поэтому выжил». А если бы жил…

Значит не в таланте Высоцкого дело, не в его горении, не в его поэтическом и артистическом даре, а в том, что он своевременно ушел, а то бы непременно разонравился народу и утратил былую популярность.

Дерьмо начинает накатываться постепенно, сначала надо разогнаться, набрать ход, навострить коньки, отдышаться.

Сколько их, по мнению Прилепина, опростоволосилось, потеряло ориентиры в потоке динамичных событий, изменило своим прежним воззрениям. И приводит примеры Окуджавы, Городницкого.

Та же участь ждала и Высоцкого. Сослагательное наклонение он переводит в, если не утверждение о фиаско Высоцкого в 1991, 1993 и 2014 годах, то в предположение, в которое лично он верит.

Далее, Прилепин чеканными формулировками дает понять с чем связан ранний уход Высоцкого из жизни, как будто открывает нечто новое с глубокомысленным видом жреца: «Врачи, выводя Высоцкого из запоя, посадили на наркотики. Он сидел на тяжелых наркотиках и очень плотно».

В день рождения величайшего российского барда, поэта и уникального артиста Прилепин скатывается к перечислению фактов дорожно — транспортных происшествий Высоцкого и перечню разбитых автомобилей. Одни он разбивал вдребезги, другие бил, но не добил. Марина Влади каждый год привозила ему по новому Мерседесу. И несмотря на ее верность мужу другая артистка в 1972 году родила Высоцкому ребенка – девочку Настю.

Но это же чистая аморалка — намекает, но не говорит Прилепин. Апогей безнравственности. Ему Мерседес, а он не блюдет супружеский долг, гуляет от красавицы — жены, вступает во внебрачную связь.

Из горла Прилепина должен вырваться вопль, но он гордо молчит. Он лишь привел неоспоримые факты.

После этого он подступает к главной теме. Возвращает к данным социологического опроса, по моему, за 2010 год.

Юрий Гагарин – 35% голосов, Владимир Высоцкий – 31%, маршал Жуков – 20%, Лев Толстой – 17%…..

Какая любовь русского народа! Столько лет прошла, а любовь осталась. И это несмотря на еврейские корни Высоцкого. Папа у него Семен Вольфович, дедушка — Вольф Шлемович, а бабушка, подумать только, Дебора Евсеевна Бронштейн.

Вот истину открыл и пролил свет на биографию.

А любит его русский народ больше чем чисто русских Распутина и Шукшина.

Какой измеритель народной любви использовал Прилепин, какую лакмусовую бумажку прилепил история, естественно, умалчивает

С этим феноменом Прилепин согласиться не может. Его русская душа протестует всеми своими фибрами.

А ведь «читать его стихи невозможно. И прозу тоже»

Опа. Приехали. Нашелся ценитель творчества, возвышающийся над мертвым Высоцким. Возникает простой вопрос: Прилепина кто – то заставляет читать? Принуждает? За всю страну говорить не стоило бы.

«Ничего, — успокаивает Прилепин, — пройдет время, и его забудут. А будут помнить, как Вертинского, например. Не более».

Пророк из Прилепина, я полагаю, никудышный. Прошла пропасть времени с момента смерти Высоцкого. А его все также любят, ценят и помнят. Нет никакого спада. Никакого спуска с российского Олимпа. Он был истинно народный поэт, народный бард, народный герой. И это не случайно.

Посмотрим факты:

Перу Владимира Высоцкого принадлежит более 800 поэтических произведений, включая песни и стихи. Своё первое стихотворение «Моя клятва» восьмиклассник Володя написал в 1953 году, потрясенный смертью Иосифа Сталина. «Разливается траурный марш/ Стонут скрипки и стонут сердца/ Я у гроба клянусь не забыть/ Дорогого вождя и отца».

По свидетельству самого Высоцкого, изначально его песни предназначались узкому кругу друзей, на концертные залы он не рассчитывал. Импровизированные концерты для друзей в основном проводились в квартире режиссера «Мосфильма» Льва Кочаряна. Именно Кочарян, по воспоминаниям Высоцкого, первым нажал на клавишу «запись» в магнитофоне. «Тогда никто не обратил на это внимания, ни один человек не думал, что из этого получится дальше. Но случилось так, что кто-то это услышал, захотел переписать — и началось триумфальное шествие этих пленок повсюду, по Союзу»

Бабины и кассеты пошли по рукам, они переписывались по сто раз, качество записей оставляло желать лучшего, но любовь к исполнителю была воистину всенародной, несмотря на полное отсутствие его имени в медиа-пространстве,

В СССР по Центральному телевидению при жизни не было показано ни одного его концертного выступления или интервью.

Прилепин это знает, но умалчивает. Он создает образ обласканного властью барда, что напрямую противоречит фактам. Тогда не было интернета и тот кого снимали по телевидению и попадал в поле зрения людей. Но слава и так бежала впереди него, хотя он, конечно, хотел сняться на телевидении. Однажды его сняли, но при жизни не показали.

Слово Прилепину.

«За границу ездил, левые концерты давал, какие деньжищи зарабатывал! И в кино снимался, хотя ведь был не самым лучшим артистом, правда?..» И на пластинках выходил, хотя бы и в сборниках – продолжает гнуть свое Прилепин.

По его данным Высоцкий снялся в 30 фильмах, дал около 1500 концертов, его берегли, прикрывали глаза на левые концерты. Было выпущено 7 пластинок, в 11 дисках были и его песни, на зарубежные гастроли ездил и в Штатах побывал и в Канаде. Всех бы так загоняли, травили и мучили.

Намек на то, что главным для Высоцкого было не творчество, а деньги.

«Остается одно – стихи его не публиковали. Это да» Только это признал Прилепин, больше ничего.

А так ли на самом деле?

Получить роли в кино Высоцкому удавалось очень редко, и даже не из-за проблем с алкоголем или занятостью в театре, а из-за непростых отношений с Государственным комитетом по кинематографии, который занимался производством фильмов и цензурой. Утвердить кого — либо на роль без согласия Госкино было невозможно, а там у Высоцкого была незавидная репутация из-за его песен.

Всего при жизни поэта в СССР было выпущено 7 пластинок-миньонов. Единственный диск — «гигант» «Владимир Высоцкий поёт свои песни» был записан в Болгарии совместно с фирмой «Балкантон» на экспорт, в СССР он не продавался, но на обложке значилось: «Made in USSR».

Его не пускали в эфир, отказывались принимать в Союз писателей, при жизни не опубликовали практически ни одной его строчки, не говоря уж о том, что он не мог издать книгу. У поэта и артиста то и дело возникали сложности с чиновниками от культуры. Однако за два года до смерти ему была присвоена высшая категория вокалиста-солиста эстрады.

Вот, пожалуй и все чего он удостоился от власти.

Слово Прилепину.

Чтобы еще сильнее ущемить покойного, принизить его значение, харизму и талант, Прилепин пускается в рассуждение о том, что Высоцкий открыл ящик Пандоры, потворствуя вкусам среднего слушателя. Есенин, к примеру, себе такого не позволял.

Слава Высоцкого, по мнению Прилепина, — со временем уйдет. Он не Пушкин, не Блок и не Есенин.

Из воспоминаний Юрия Векслера о Высоцком:

« Высоцкий — трагический актер. Эфрос хотел его снять в роли Печорина. Эфросу не дали его утвердить на эту роль.

Высоцкий это мощь и сумма талантов. Его незаурядность отмечали Филатов, Бортник. Его не пускали на телевидение. Высоцкому завидовали. Высоцкий – явление, подарок всем».

Из воспоминаний Леонида Велехова о Высоцком:

«Высоцкий был человек ранимый. Его не признавали поэтом. Не давали роли. К фильму «Бегство мистера Мак Кинли, он написал 9 песен. В фильм вошла одна.

Высоцкий святыня»

Из воспоминаний Юрия Кублановского:

Я прочитал Бродскому несколько строк из поэтического сборника Высоцкого. Он сказал: «Гениально»

Из воспоминаний Юрия Любимова о Высоцком:

«У него была редкая способность владеть толпой, чувствовалась энергия, сила. Такой талант дается только от природы»

Еще, о роли Гамлета в исполнении Высоцкого:

« Мне говорили, что Высоцкому не нужно там играть. Мол, что за пьяница из подворотни будет хрипатым голосом орать Гамлета? «Он же — принц!» Это говорили люди, которые кроме африканских принцев других не видели. Я не обращал внимания на эти разговоры, сделал спектакль и потом им показал».

Из воспоминаний Любимова о степени дарования Высоцкого и его популярности:

«Эрдман понимал, Капица понимал, такого сорта люди видели, что явление самобытное, которое все видит и слышит. Что у Высоцкого есть сленг, а есть прекрасно выдуманные и отобранные рифмы. И Бродский, и Альфред Гарриевич Шнитке, и большие военные. Как-то мы поехали с ним на строительство КамАЗа, а потом на границу в Казахстане. И приехал командующий округом: «Уговорите Высоцкого, чтобы он спел для солдат». Я говорю: «Мне начальство московское запретило». А у того взыграла кровь: «Я тут хозяин. Я командую округом, а не ваше начальство. Прошу вас, поговорите, уверен, что он не откажет». Володя говорит: «Пожалуйста. Поедем». Собралось огромное количество народу. Автобус, на который он взобрался, солдаты перенесли на руках на небольшой холм, чтобы он оттуда пел. И пел, наверное, час с лишним. Про Китай пел, а отношения тогда были плохие, и генерал говорит: «Мы на границе с Китаем стоим, важно, чтобы он пел». А потом вздохнул: «Мне бы такое воздействие на солдат иметь, как у Высоцкого!» А на КамАЗе мы шли куда-то переночевать, а работяги — был выходной — выставили во всех окнах магнитофоны с его записями, и он шел посреди улицы, как гладиатор».

Из воспоминаний Любимова о похоронах Высоцкого:

«А как прощалась с ним Москва? В закрытом на Олимпиаду городе. Когда был преподан сильный урок властям. Наш театр, конечно, был закрыт. Но была площадь, на которую набилось семьдесят тысяч человек, и очередь уходила вниз по улице до набережной и до Кремля. Ко мне обратилось начальство: «Что делать?» Я говорю: «Я вам и раньше говорил и предупреждал, и слава богу, что нет Ходынки, а все идет чинно, и можно только уважать москвичей, как они себя ведут». Жара была совершенно дикая, а люди закрывали зонтиками цветы, а не себя. И я посоветовал властям провезти открытый гроб, как это делается по-людски. Все, кто хочет попрощаться, попрощается. Кто хочет приехать на Ваганьково, тот приедет на Ваганьково. А власти хотели быстро похоронить и в этом смысле приравняли Володю к Пушкину: потихоньку, быстро куда-то увезти. И когда машина с телом Высоцкого, обманув нас, свернула в туннель, когда на площадь тут же пустили поливочные машины, чтобы смыть с асфальта горы цветов, когда стали выламывать портрет, который стоял в окне театра, толпа начала скандировать: «Фа-шис-ты! Фа-шис-ты! Фа-шис-ты!» И я понял, что последует жесткая расплата за все».

От себя:

Господин Прилепин скорее лжет чем заблуждается. Но это мое оценочное суждение. Его урок мне не понравился. Его информация неверна, так как однобока, его оценки имеют определенный крен и преследуют цель набросить некую негативную тень на образ Высоцкого. Я вижу перекос в оценке, произвольное толкование фактов, злую иронию и ехидство по ходу программы. Это урок о том, как можно опорочить личность человека, который этого не заслуживает. Высоцкий нес на себе груз цензуры, бремя проклятия режима, который обставлял его творчество запретами, покушался на любовь народа к нему и даже попытался испортить его проводы а последний путь.

Прилепин решил принять на себя эстафету из шестидесятых и семидесятых годов 20 века. Что ж, ему, в отличие от Высоцкого, предоставляют телевизионный эфир и время на НТВ. Но он может не сомневаться, что его быстро забудут, а Высоцкого нет.

Вместо эпилога от Игоря Шевелева:

«Всходили и падали герои, а хриплый голос певца и актера притягивает к себе, как прежде. Высоцкий не растворился даже в мифе о самом себе, который пытались творить все кому не лень. Сколько слухов, сплетен, версий о его жизни и смерти было за это время, но энергия голоса, стиха, гитары Высоцкого прорвалась сквозь сиюминутность, оставшись навсегда».

Борис Стрелец

Категория: ПРОЗА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *